CAREERLIFT

Наталья
Левицкая-Филиппова

ХОРЕОГРАФ
ХОРЕОГРАФ

Хореограф — это специалист, занимающийся постановками, подготовкой хореографии для вывода на сцену.

Педагог-хореограф занимается обучением молодого поколения, а если мы говорим о профессиональной сфере, то это педагог-репетитор, который занимается репетиционным периодом артистов.

В нашем же случае хореограф — это тот человек, который занимается педагогической, репертуарной и постановочной деятельностью.

Если мы рассматриваем работу в детском коллективе, то ценность профессии здесь заключается в том, что мы прививаем молодому поколению чувство уважения культуры народов и патриотизм через хореографию, ведь человек способен выражать свои чувства и эмоции при помощи пластики тела.
Наталья
Левицкая-Филиппова
Город: Москва

Возраст: 40 лет

Семья: замужем, 2 детей

В профессии: Более 19 лет в профессии

Карьерный путь:
Художественный руководитель народного детского танцевального ансамбля «Калинка» имени А.Н.Филиппова
Мастер сцены высшей категории
Солистка балета «Русская душа»
Путь в профессию
Мой путь в профессию начался с раннего детства. Дело в том, что мама водила меня на разные хореографические концерты (ансамбля имени Моисеева, хора Пятницкого и др.) и с детства мне прививали любовь к танцу, поэтому танцевать я хотела всегда и очень сильно.

Сначала меня привели в ансамбль песни и пляски имени В.С. Локтева, потом через 2 года взяли в ансамбль «Калинка», в котором я танцевала до поступления в Хореографическое училище при Государственном академическом русском народном хоре имени М.Е. Пятницкого.

Поэтому я затрудняюсь ответить на вопрос, как я стала хореографом. Ведь начало этого пути формировалось уже в детстве, и такая любовь была привита мамой. Она показывала мне великие коллективы, которые покоряли меня своей красотой, я завороженно смотрела на сцену и всегда хотела быть среди них.

С детства я хотела быть на профессиональной сцене. А профессиональная сцена уже непосредственно связана с работой хореографа, так как сначала ты работаешь как подчиненный хореографа — исполнителем или артистом; потом ты уходишь на пенсию, и в большинстве своем ты становишься педагогом-хореографом, начинаешь передавать свой опыт молодому поколению, независимо от того дети это или профессиональное новое поколение. То есть, нахождение на профессиональной сцене — это уже начальная ступень работы хореографа.

Художественным руководителем я работаю с 2015 года, а моя общая профессиональная деятельность берет свое начало с 1994 года.

Закончив хореографическое училище, я стала артисткой балета, работала в хоре имени Пятницкого, потом — в Академическом государственном театре танца «Гжель», где я стала солисткой балета и получила звание Мастера сцены высшей категории.

Примерно в 2006 я перешла в ансамбль «Русская душа» на ту же позицию солистки балета, но через два года по семейным обстоятельствам я ушла со сцены. По профессии же я педагог-хореограф и уже 18 лет работаю в ансамбле «Калинка».
Реализованные проекты
Я продолжаю дело своего отца Филиппова Александра Николаевича, который создал огромный проект — детский хореографический ансамбль «Калинка» и фестиваль «Хочу танцевать».

Именно эти 2 проекта на сегодняшний день я сохраняю, развиваю и приумножаю.

Ансамбль «Калинка» был создан А.Н. Филипповым в 1968 году на базе ДК имени Серафимовича на Красной Пресне. До 2015 года Александр Николаевич был главным балетмейстером и постановщиком танцев, а также Заслуженным деятелем искусств Российской Федерации, Лауреатом национальной премии «Душа России» и Заслуженным деятелем Всероссийского музыкального сообщества.

За время существования ансамбля в «Калинке» прошло обучение свыше 20 тысяч девчонок и мальчишек от 4 до 18 лет, наши выпускники побывали в 45 странах на гастролях, а репертуар насчитывает 150 номеров. Большая часть репертуара была создана Александром Филипповым, в основе которого народно-сценические танцы народов мира, народов России, спортивные и военные танцы.

Мы гордимся тем, что воспитанники «Калинки» имени Филиппова выступают на ведущих мировых сценах, работают на крупнейших международных мероприятиях. Например, ансамбль был задействован в ходе церемоний открытия Олимпиады и Паралимпиады в Сочи-2014, ЭКСПО-2015, этим летом мы с гордостью приняли участие в чествовании сборной России по футболу в рамках FIFA-2018, и наш легендарный танец «Калинка» встречал футболистов.
Необходимые качества в профессии
Нужно быть креативным человеком, потому что хореограф — это творческая профессия.

А чтобы воспитывать новое молодое поколение нужно иметь стержень, характер, любить детей, но и в то же время важно понимать, что ты воспитываешь личность, которая должна уметь работать и достигать своих целей. Поэтому, кнут и пряник — это наш вечный девиз.

И, конечно, нужно обладать терпением, ведь ты не всегда получаешь положительные эмоции и желаемую отдачу от своих учеников. Поэтому нужно набираться терпения и вместе со своими учениками достигать поставленных целей.

Для хореографа очень важно уметь передать информацию, ведь можно обладать колоссальными знаниями, опытом, навыками, но не быть способным обучать этому воспитанников. Безусловно, харизма и артистизм — двигатели нашей профессии, дети очень тонко чувствуют авторитет, а единственное, чем можно вызвать уважение у подростков — это выйти на сцену и показать такой уровень, который заставит признать преподавателя.

Процесс постановки номеров всегда связан с терпением и выдержкой. Учить, в целом, сложно и кропотливо, а выбрать красивый номер, соответствующую музыку и подходящие костюмы, собрать это все в яркую постановку невозможно без художественного вкуса и умения видеть красивое вокруг себя.
Образование
Есть такие специальности, как педагог-репетитор, балетмейстер. А в пример высших учебных заведений, которые дают такое образование, можно привести ГИТИС, Академию славянской культуры и Институт Культуры.

Желательно иметь и базовое хореографическое образование, то есть владеть навыками пластики тела.

После получения высшего образования нужно оттачивать приобретенные знания на опыте — работать, работать и еще раз работать. Чем больше вы проводите в балетном классе времени, изучаете постановки, ставшие классическим примером хорошей работы хореографа, открыты к новым знаниям и информации, тем выше уровень постановки.

Постановка концертных номеров всегда связана с практическим опытом, хореограф старается вывести свой ансамбль на хороший уровень, участвует в фестивалях, сборных концертах, знакомиться с другими коллективами и в том числе учится через опыт коллег. Так можно договориться о проведении мастер-класса, сделать перекрестный обмен опытом с другими ансамблями.

В любом случае, перед получением среднего специального образования в хореографическом училище и поступлением в высшее учебное заведение идут годы работы и выступления в детском ансамбле. Прежде чем стать хореографом ребенок учится танцевать, учится чувствовать свое тело, работать с ним. Без опыта работы в детском коллективе невозможно принять решение, что ты сам хочешь стать хореографом. Хореограф — это точно не профессия, которая определяется на тестировании у психолога, это или есть в тебе, или нет.

Вот, например, в советское время во все эти перечисленные высшие учебные заведения брали только с дипломом среднего специального образования — дипломом артиста балета, у которого за плечами уже имелся определенный стаж работы на профессиональной сцене.

Сейчас этого нет, но я считаю, что советская система образования в этом вопросе была правильной, потому что у таких людей за плечами уже имелся определенный опыт работы на сцене и багаж знаний. Поэтому я считаю, что для достижения высоких успехов по специальности хореографа нужно иметь и определенный сценический опыт, и образование.
Как это работает обычно: в детстве ребенок приходит в хореографический ансамбль, работает, выступает, начинает ощущать, что сцена, как говорится, его призвание. В подростковом возрасте это ощущение крепнет, подросток начинает ориентироваться в многообразии профессий, изучает информацию о том, куда пойти учиться, помогает педагогам в своем родном коллективе, после чего идет получать специализированное образование, работает артистом профессионального ансамбля, нарабатывает опыт, а затем уходит в преподавание и постановку уже как профессионал. Это самая «классическая» схема.
— Наталья Левицкая-Филиппова

Знания и навыки
Необходимые знания навыки зависят от направления, в котором работает хореограф.

Если это специалист, работающий в направлении классического танца, то он должен сам иметь навыки классического танца и знать его методики, соответственно народники должны иметь соответствующие навыки в народном танце, а современники — в современном танце.

Есть люди, которые работают во всех профилях, особенно если мы говорим о детских хореографических ансамблях, где дети развиваются разносторонне. В таком случае, у хореографа здесь будет свое направление, но в общем он должен иметь определенные навыки в разных сферах танца, знать классику, народные и современные танцы.

Во время собеседований я первостепенно смотрю на постановки, которые реализовал хореограф, а потом уже на его диплом. Можно иметь 3 диплома с отличием, но не поставить при этом ни одной достойной работы, плохо договариваться с коллективом и не быть авторитетным для детей.

Следует четко видеть границы: не каждый артист балета может быть хореографом, но каждый хореограф — это артист балета в прошлом или в настоящем. Бывает конечно, что артисты балета совмещают текущую должность танцовщика с постановщиком номеров, то есть хореографом.
Обязанности
Обязанностей у хореографа огромное количество, особенно если он является художественным руководителем.

Это и организация учебного и репетиционного процесса, и обучение репертуара, и проведение уроков классического и народного танца (говоря исключительно о нашем коллективе).

То есть у хореографа реально очень большой перечень обязанностей: организационные, репетиционные вопросы, обучение, даже организация пошивов костюмов входит в этот список. Но непосредственно на самой работе — это, в первую очередь, обучении детей, репетиции и изучение репертуара.

Говоря об организационных моментах, по мере поступления заявок на концерты либо организации какого-то концерта, прибавляются и организационные вопросы, сбор репертуара, подбор состава под этот репертуар, репетиции.
Первый опыт работы
К нам сейчас приходит очень много ребят, которые заканчивают ВУЗ по профессии хореографа и ищут практику. Мы берем их с удовольствием, ведь они могут научиться чему-то у нас, и в то же время, принести что-то новое и дать это нам, потому что каждый новый педагог-хореограф индивидуален.

Таким образом, мы делимся своим опытом, и в то же время учимся у них. Поэтому наш коллектив всегда открыт новым и молодым специалистам.

Лучшая площадка для молодого специалиста, который хочет развиваться в качестве постановщика номеров, это, в первую очередь, коллектив, в котором он рос и воспитывался. Можно проходить практику и работать педагогом-репетитором, если таких вакансий нет, то начинать с администратора, но при этом находиться в зале во время работы старших педагогов. Если выпускник ВУЗа иногородний и воспитывался в детском коллективе в другом городе, то стоит искать место в коллективах города, в котором закончил высшее учебное заведение. Начать всегда несложно — позвонить и уточнить, есть ли места в коллективе.
Карьерные перспективы
Логичное развитие карьеры артиста балета после завершения выступлений на большой сцене — это постановка номеров, то есть работа хореографом. Но так происходит не у всех: некоторые из моих знакомых артистов балета уходили в юриспруденцию, управленческие структуры, занимались домашним хозяйством или переквалифицировались в костюмеры для ансамблей. Пока артист работает на сцене, он имеет возможность познакомиться с огромным количеством направлений для собственного развития. Грубо говоря, можно уйти и в режиссуру, если к этому лежит душа.

Если говорить о перспективах профессии, на мой взгляд, это работать хореографом или художественным руководителем в крупном ансамбле. Оказаться и работать в таких местах как Министерство культуры, Дом народного творчества — я считаю, что это очень высокий подъем по карьерной лестнице.

Наша профессия, что называется, «не про деньги». Ведь здесь, как и во многих творческих профессиях, либо ты отдаешься этому делу и становишься альтруистом, либо ты делаешь коммерческие проекты, которые продаются и на этом зарабатываются деньги. Лично мне действительно сложно говорить о финансовом моменте, потому что я альтруист, я ориентируюсь на горящие глаза и улыбки детей.

Если мы говорим о вариантах развития карьеры, то это может быть работа художественным руководителем в каком-нибудь крупнейшем коллективе или педагогом-репетитором в именитом ансамбле, также хореограф может быть самостоятельной творческой единицей и открыть собственную школу танцев. Здесь стоит сказать про личные амбиции: в нашем ансамбле работает уникальный, замечательный педагог-выпускница нашей «Калинки», артист с большим опытом работы на сцене, которая уходила в коммерческие структуры, но вернулась к детям на сцену.

Также можно работать приглашенным хореографом-постановщиком в различных коллективах и вести собственную практику, это тоже работающая модель.
Сложности общения
Для правильной и здоровой атмосферы в коллективе важно выстроить схему, систему традиций и правил. В «Калинке» и педагоги, и воспитанники четко понимают, где начинаются и заканчиваются границы дозволенного.

Касательно общения с коллегами — поскольку уже несколько десятков лет «Калинка» является организатором фестиваля «Хочу танцевать», то у нас сложился костяк дружественных коллективов, с которыми мы действительно дружим и обмениваемся опытом, конфликтов у нас обычно не возникает.
Технические знания или
умение найти подход?
Я считаю, что важны оба аспекта. Ведь важно и умение найти подход к коллективу, и благодаря этому подходу достигать выполнения технических заданий. Потому что одно очень взаимосвязано с другим. Ведь если ты что-то не можешь сделать, бывает очень сложно объяснить воспитанникам, как это делается.

Дети очень любят «брать на слабо», в моей практике было и такое, что ребята говорили, что это невозможно, а я брала и делала, и таким образом давала им пример. И пререкания по определенным вопросам прекращались.
В чем секрет успешной карьеры?
Добиться успеха при работе с детьми можно только, показывая им живой пример профессионализма и мастерства.

Глядя на других людей, а именно на профессионалов своего дела, которые отдавали этому делу все свои силы, которые в буквальном смысле этого слова «жили своим делом», именно глядя на такой огромный труд и силу этих преподавателей, можно добиться успехов в данной сфере.
Издержки профессии
Как и везде в профессии хореографа есть определенные минусы, но в то же время наличие положительных эмоций перекрывают все отрицательные моменты.

Положительные моменты, которые перекрывают все «минусы», это, в первую очередь, огромная отдача от детей, комфортная атмосфера для работы, активная работа с множеством поездок и гастролей, постоянное развитие.

В качестве издержек можно отнести периодическое эмоциональное выгорание, большие физические и психологические нагрузки, отсутствие материальной составляющей в работе.
Тест на профпригодность
  • Насколько лояльно вы относитесь к разным людям с различными характерами и особенностями?
  • Готовы ли вы постоянно совершенствоваться в хореографии, проходить множество мастер-классов и обмениваться опытом с другими коллективами?
  • Можете ли вы представить, что вам необходимо договориться и провести разъяснительную работу с 200 родителями внутри коллектива?
  • Комфортно ли вам будет работать с воспитанниками внутри коллектива, вести переговоры с концертными площадками и договариваться с правообладателями музыки?
И конечно вы должны задать себе вопрос: «Готов ли я посвятить всю свою жизнь тому, чтобы учить, проводить максимум времени в балетном зале и полностью посвящать себя сцене и своим ученикам?»
Если вы не будете отдавать жизнь своему делу, вряд ли добьетесь успехов в профессии хореографа.
— Наталья Левицкая-Филиппова
МАЙ 2019
ТЕКСТ: КСЕНИЯ АГЕЕВА
ФОТО: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА НАТАЛЬИ ЛЕВИЦКОЙ–ФИЛИППОВОЙ
БЕСПЛАТНЫЙ ОНЛАЙН-КУРС В TELEGRAM
СТРАТЕГИЯ ПРОФЕССИОНАЛА
как построить карьеру в офисе, бизнесе и на фрилансе
Другие материалы
Присоединяйтесь к сообществу успешных профессионалов!
Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить вдохновляющие истории, полезные статьи и спецпредложения.

Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Политика конфиденциальности