CAREERLIFT

Артем Нужин

ЗВУКОРЕЖИССЕР
ЗВУКОРЕЖИССЕР

Звукорежиссер — это важнейшая творческая профессия, связанная с созданием звуковых художественных образов. Каждый день мы слышим множество звуков, песен, голосов, которые воспроизводятся из разных источников.

Главная цель работы специалиста — создать у аудитории подходящее настроение, на которое рассчитывают авторы произведения или организаторы мероприятия.

Звукорежиссёр может работать в кино, на телевидении, на радио, в театрах, творческих студиях, концертных залах и студиях звукозаписи.

Одним словом, наш современный мир не обходится без этой профессии и она будет всегда востребованной. При этом звукорежиссер — это человек, который всегда остается за кадром.

Город: Москва

Возраст: 37 лет

Семья: Женат, 2 детей

В профессии: 15 лет

Карьерный путь: От инженера до выпускающего звукорежиссера

Место работы: Владелец звуковой компании
«T.I.M. Sound Company»
Путь в профессию
Я даже представить себе не мог, что стану звукорежиссером. Плыл по течению. Был уверен, что буду петь или играть в музыкальном коллективе. Поступил в РАМ им. Гнесиных в 1999 году. До этого времени жил в г. Новомосковск Тульской области и практически никуда не выезжал.

Когда я вспоминаю о решении поступить в высшее учебное заведение, я думаю о словах своего педагога по вокалу: «Ты не поступишь в Гнесинку, даже не пытайся. Максимум, что потянешь институт в Рязани или Орле». Я его не послушал и прошел конкурс на бесплатное отделение.

Первый год я был погружен в учебу, но денег катастрофически не хватало. Я был очень скромным молодым человеком, воспитанным одной мамой. Не смогу передать чего мне стоило перешагнуть через закоплексованного себя, чтобы зайти в электричку с гармошкой и петь песни для пассажиров в надежде на то, что кто-нибудь даст немного денег. Делали мы это вдвоем или втроем с однокурсниками раз в неделю. На человека в среднем получалось по 200 рублей. Хватало только на хлеб, яйца и картошку. Других вариантов заработка тогда не было.

Со второго курса меня пригласили в народный ансамбль «Раздолье» и с финансами стало получше. Параллельно я начал работать по ночам в караоке диджеем, ведущим, звукорежиссером и бэк-вокалистом. Это была моя первая работа, связанная со звукорежиссурой. Место называлось «Кафе Дяди Сэма» на Мясницкой.

В Москве на тот момент было всего три подобных заведения. В «Кафе Дяди Сэма» был костяк любителей караоке и довольно приличное звучание. Заведение было переполнено. Одним из клиентов был Александр Любимов, один из основателей телекомпании «ВИД», и благодаря знакомству с ним, я начал работать в Останкино в звуковом отделе.
Понимаю, что у всех по-разному, но мое взросление происходило довольно медленно. Только лет в 25 я начал оценивать, что я сделал в своей жизни, к чему я иду и что меня ждет в будущем. Я всегда хотел находиться в центре событий.
— Артем Нужин

Огромное количество проектов полетело перед глазами. С каждым днем я становился все опытней. Прошел все этапы от инженера и ассистента звукорежиссера до звукорежиссера проекта «Последний Герой». К моему сожалению, после одиннадцати лет работы на Первом канале, я понял, что это мой потолок и мне необходимо двигаться дальше.

Проекты на Первом канале сменяются как на конвейере. И через нестолько лет работы ты ощущаешь себя как на заводе. Зарплаты хватало, но каким трудом она доставалась. Последней каплей стал проект «Минута славы». На работу нужно было приезжать к 8 утра на репетиции, затем съемка первой программы, потом сразу репетиция к следующей и встык съемка второй программы. А в час ночи начиналась репетиция на завтра. Заканчивали в 3–4 утра. Оплата за день составляла 2700 рублей минус налог. Конечно, были разные проекты и разные ставки, но нас никогда не баловали. А это была из ряда вон выходящая история. Собравшись, я высказал свое недовольство начальству и получил ответ: «Не нравится, увольняйся».

Недолго думая, я покинул Останкино. Почти сразу получил привлекательное предложение собрать свою команду звука и отправиться на съемки проекта «Каникулы в Мексике», что было для меня огромным удовольствием после стольких лет работы в душных и пыльных павильонах. Проект продлился почти два года. По приезду я купил звуковое оборудование и создал свою компанию.

Многолетний опыт общения с людьми, которые знают, как я работаю и что умею, открыли мне дорогу и помогли быстрому развитию моего бизнеса. Сначала небольшие компании смело обращались ко мне, зная, какое качество они получат. Потом начали поступать предложения по большим проектам. Сейчас с уверенностью могу сказать, что моя компания создает высокую конкуренцию в этой нише.
Реализованные проекты
«Последний герой» — номер один в списке моих проектов. О нем я и мои коллеги можем говорить бесконечно. Невозможно передать все воспоминания и эмоции. Невероятное сочетание сложности, постоянно меняющейся схемы съемок и все это в тропических условиях и даже в воде. Мы с моей командой там закалились как сталь.

А так на моем опыте огромное количество различных программ, которыми можно гордиться. От выездов на съемки с одним микрофоном и камерой (запись интервью с президентом) до различных ток-шоу и больших музыкальных проектов — Фабрика звезд, Мастер Шеф, Большие Гонки, Casa Musica, 60 минут и другие.
Артем Нужин / Фото: tvkinoradio.ru
Необходимые качества в профессии
  • Музыкальность. Этот пункт приобретается или с генами от родителей, что явление редкое, но имеет место быть, или развивается с раннего возраста. Без этого качества вы не станете полноценным звукорежиссером.
  • Техническая подкованность. Звукорежиссер — это работа с звуковой аппаратурой.
  • Способность саморазвиваться. Это должно происходить постоянно. Нужно очень много слушать: музыка, музыкальные программы, ток-шоу и постоянно анализировать их. Можно технически научится правильно вешать микрофоны, запускать мотор, контролировать звук в наушниках или из колонок, но без саморазвития невозможно стать мульти-профессионалом.
  • Умение общаться с людьми, один из важнейших пунктов, который определяет ваш успех в профессии.
Образование
Стоит начать с музыкальной школы. Класс значения не имеет. Нужно развивать свой слух с детства. Это займет много времени и может в итоге вы вообще передумаете быть звукорежиссером, но в любом случае это огромный плюс в вашем творческом развитии.

Мой опыт общения с ребятами, которые выпустились из ВУЗов по специальности «звукорежиссура», показал, что они совсем не готовы к работе в полевых условиях.
К моему огромному сожалению, наше преподавание находится на низком уровне. Если вы хотите действительно научиться звукорежиссуре, то сейчас образование нужно получать за рубежом.

Про себя могу сказать, что весь практический опыт я получил на съемочных площадках, и это лучшее, что могло со мной случится в свое время. Я искренне желаю, чтобы ситуация в нашей стране изменилась и молодые специалисты в ближайшем будущем могли получать качественное образование. В моих планах способствовать этому.
Знания и навыки
Звукорежиссер, получив задание, должен понять как лучше его выполнить. Порой до понимания как лучше писать звук может пройти приличное количество времени. А иногда времени просто нет и решение нужно принять молниеносно.

Разговор по телефону с режиссером, с редактором, приезд на площадку, чтобы посмотреть и понять акустические особенности помещения. Где будут стоять камеры, свет, участники, где лучше поставить микрофон или спрятать, чтобы не было видно. Генератор, о котором вы должны помнить всегда, своим истошным тарахтящим звуком может испортить весь звук и настроение. Похожих ситуаций не бывает.

И после всей проделанной работы можно садиться с коллегами и обсуждать, как лучше записывать звук, какими микрофонами и, самое главное, что мы получим на постпродакшене и что услышит зритель. В этом и заключается самое интересное для меня — как правильно решить задачу.

Нюансов в работе — огромное количество. Например, как записать звук человека, которого будут обливать водой, а говорить он должен до и после воды, причем слышно его должно быть очень хорошо. В этот момент начинаются эксперименты. Выбирается жертва, которая будет облита водой столько раз, сколько нам понадобиться до желаемого результата. В таких случаях мы используем узконаправленную пушку-микрофон. Или, например, запись горящего в огне человека. И я назвал только пару аспектов сложных процессов записи звука.

Работа за пультом FOH, мониторным пультом, в студии на ток-шоу, на выезде, живые концерты, запись в студии, сведение, мастеринг, подбор звуков в кино. Все это полифония желаний заказчика, возможностей и знаний звукорежиссера. Разные типы микрофонов, компрессоры, диессоры, эквалайзеры, динамическая обработка, плагины, можно долго перечислять. При грамотном использовании всей техники можно творить чудеса в прямом смысле этого слова. И даже мне есть чему еще поучиться. Все это очень увлекательно!
Первый опыт работы
Здесь все зависит от желания, я знаю это на сто процентов. Если человек хочет получить опыт работы, он добьется своего.

Например, после моих курсов по звукорежиссуре в МИТРО (Московский Институт Телевидения и Радиовещания Останкино) ко мне часто подходят студенты с вопросом
«А как попасть в вашу команду?»

Я всегда открыт для общения и мне самому необходимы молодые специалисты. Например, я организую для них экскурсии на площадки, где у нас проходят съемки. Из общей массы приходят несколько человек. Потом пара из них спрашивает, как можно с нами работать. После этого мы договариваемся о том, что мне напишут письмо. Пишет письмо один студент. Потом вовсе пропадает. А вы говорите опыт!

Настоящего желания и мотивации я особо не вижу. У нас нет конкуренции, а быть она обязательно должна. Конкуренция в нашей сфере только в том, кто меньше денег возьмет за работу. Качество не особо интересует продюсеров. И это настолько печально, что не могу передать словами.

Опыт новичок может получить, найдя своего наставника. Человека, который уже давно в этой профессии и готов научить, поделиться своими знаниями. Самый эффективный способ его найти — это приходить на съемочную площадку и знакомиться.
Карьерные перспективы
Звукорежиссура настолько многогранная профессия, что перспектив и вариантов развития может быть множество.

Большинство людей, как показывает практика, не может сидеть на одном месте долгое время и выполнять одну и ту же работу несколько лет подряд. Рано или поздно это однообразие надоедает.

Путь в мир звукорежиссуры у большинства начинается со сматывания кабеля. Затем, если у вас хватит терпения и сил получать дополнительные навыки, вы можете стать выпускающим звукорежиссером на канале, работать в отделе технического контроля, звукорежиссером на любимой радиостанции, записывать звук для лучших фильмов в разных странах. Главное, чтобы это было по душе. Так можно проработать всю свою жизнь.

Ну а если вы карьерист, то вначале своего пути вы можете быть ассистентом звукорежиссера и стоять с бумом (микрофон на длинном шесте), а уже через 5 лет стать начальником звукового отдела ведущего канала страны. Все зависит от желания человека.

Если реально поставить цель и идти к ней, вашим будущим может стать трансляция прямого эфира премии Оскар в Голливуде, где вы главный звукорежиссер. Или вы саунд-дизайнер самого ожидаемого фильма будущего года «Аватар-2», за что вы получаете награду киноакадемии. И в конце концов, вы концертный звукорежиссер Steavie Wonder или группы «Pentatonix».

Или просто бумщик, вас это устраивает и вы счастливы! Каждый сам выбирает свой путь.
Сложности общения
Качественное общение с продюсерами и заказчиками приходит с опытом. И самое важное, чем больше ошибок вы допускаете, тем быстрее учитесь. Главное — проводить анализ после. Идеально гладко не бывает никогда.

Самая большая сложность, это когда продюсер или заказчик пытается с тобой договориться по телефону. Вначале своего пути я именно так и делал, не осознавая последствия. В итоге на площадках довольно часто имел серьезные проблемы, связанные с недопониманием. Для того, чтобы все было четко, необходимо требовать техническое задание (ТЗ), высланное на почту. Эта одна из важнейших деталей в общении с продюсерами.

Если вы проговорили ТЗ устно, будьте готовы, приехав на площадку и отстроив схему за пять минут до мотора, выяснить, что вы не привезли радиоухо для ведущего или громкую связь, которую продюсер забыл заказать. В результате мы получаем отсрочку мотора, ожидание всей съемочной группой, когда вы или ваш сотрудник сломя голову несется на склад по пробкам, чтобы доставить недостающее. Вроде вы не виноваты, но вы так договорились. И ждут именно вас. В итоге мотор на два часа позже.

Иногда неопытный продюсер, не разбираясь в звуке, стесняется уточнить детали при заказе. Например, он заказывает 6 радио-гарнитур и два монитора. В день съемки режиссер начинает выяснять где мониторы. Продюсер отвечает, что их заказал. Спрашивает нас — мы все привезли. В итоге выясняется, что нужны видео-мониторы. И вся группа ждет, т.к. настроить картинку без них нельзя.

Через час приезжают видео-мониторы и начинается долгая настройка света и расстановка камер. Все уже очень торопятся, потому что вышли из графика. Наконец, все готово. Видеооператоры на месте, свет горит, звуковая схема собрана.

Редактор говорит, что можно надевать микрофоны. Ассистент заряжает всех шестерых участников хедсетами (головной микрофон). Режиссер просит всех героев войти в кадр, чтобы еще раз убедиться, что по свету все отлично, одежда не стробит и вдруг замечает, что на них висят хедсеты вместо скрытых микрофонов. Начинаются разборки, кто, что и кому сказал, кто виноват. Ситуация не очень, мягко говоря. В результате мы едем за другими микрофонами и все опять ждут.

Через несколько часов все готовы. Команда звукорежиссера « Мотор!»... и тут отключается электичество. Не судьба. Бывало и такое...
Технические навыки или творчество?
Для меня, как для звукорежиссёра важнее, чтобы мне доверяли, а если более конкретно — доверяли моему вкусу, чувству.

Очень часто работаешь над сведением программы, трудишься над каждым маленьким кусочком, слушаешь по двадцать раз одно и то же, меняешь, снова слушаешь и поправляешь, пока не понравится. Отдаешься полностью этому звучанию.

Режиссер и продюсеры отсматривают сведенный материал. После приходят правки: подвинуть дикторский текст, убрать лишнюю фразу или «музыка очень громко, у нас что, дискотека?» Правка про уровень громкости самая популярная. Я, как звукорежиссер с многолетним опытом, слышу так, как должно быть в эфире. У продюсеров может быть свое видение, а также они могут слушать материал из ноутбука, а не на профессиональной аппаратуре.

Но я вношу эти правки и отправляю вновь продакшену, тот в свою очередь отдает на канал. Приходят правки с канала. «Нарушен баланс музыки и речи. Нужно добавить музыку!»

Здесь помогают терпение и усидчивость, а порой нужно выполнять свою работу просто технически и как желает и слышит продюсер. Без творчества.

А если говорить откровенно, то я считаю, что к техническому заданию, которые определены каналом, необходимо применить свое творчество и настроение. Продюсер должен полностью доверять звукорежиссеру. В этом случае продукт будет высоко качественным.
Издержки профессии
Покажите мне звукорежиссера, который не отреагирует на косяк в эфире трансляции радио или телевидения! Сомнительное звучание, плохое сведение или брак. Анализ звучания происходит постоянно и непроизвольно. Из-за этого невозможно беспристрастно воспринимать аудио и видео.

И наоборот, когда слышу прекрасно сведенную композицию, мое настроение может значительно улучшиться. Прихожу домой, скачиваю ее и слушаю еще не раз на колонках. Если сильно нравится, оставляю в своей библиотеке.

Уши звукорежиссера — сложный физиологический инструмент. Через определенное количество часов постоянного прослушивания они устают.

Бывают ситуации, когда ты сидишь за пультом 12 часов и тебе необходимо продолжать работать, потому что программа еще не закончилась, или надо закончить сведение программы, которую ждет канал. Именно это довольно опасный и неприятный момент в профессии — происходит замыливание восприятия звука и адекватность оценки баланса звучания значительно снижается. Звукорежиссер по–хорошему должен работать не более 8 часов за пультом.
Тест на профпригодность
  • Интересно ли вам научиться менять восприятие людей благодаря звукам и музыке?
  • Готовы ли вы к работе с ненормированным графиком?
  • Готовы ли вы к тому, что звук всегда на последнем месте в съемочной иерархии. В большинстве случаев можно услышать от продюсеров: «звук мы потом подложим» или «запишите как-нибудь» или «дайте петличку, оператор ее повесит и сам запишет»?
Перед окончательным выбором профессии, посмотрите одно из моих любимых видео:
Работу звукорежиссера глубоко понимают только настоящие профессионалы.
В нашей стране таких немного.
— Артем Нужин
ДЕКАБРЬ 2016
ТЕКСТ: КСЕНИЯ АГЕЕВА
ФОТО: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА АРТЕМА НУЖИНА
БЕСПЛАТНЫЙ ОНЛАЙН-КУРС В TELEGRAM
СТРАТЕГИЯ ПРОФЕССИОНАЛА
как построить карьеру в офисе, бизнесе и на фрилансе
Другие материалы
Присоединяйтесь к сообществу успешных профессионалов!
Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить вдохновляющие истории, полезные статьи и спецпредложения.

Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Политика конфиденциальности