Вариантов развития карьеры PR-специалиста множество. Здесь практически нет ограничений: работа PR-менеджером внутри крупных российских и западных компаний, фриланс, персональный PR, политика, HR, GR, маркетинг, стратегия, бренд-менеджмент, собственное агентство, частный консалтинг.
Если говорить о классическом сценарии развития событий, то это 4-5 лет работы в агентствах после университета,
вертикальный рост внутри агентства, далее — позиция Communication Manager или PR Manager в крупной западной компании или в структуре российской организации. После — уже как будет складываться. Обычно девушки-специалисты успешно уходят в декрет, возвращаются через 3-5 лет на свои позиции и продолжают развиваться в рамках своей компании. Если мы говорим о PR-менеджере мужчине, которых любят все на рынке: редакторы, клиенты, в агентствах, то я бы говорила о том, что можно пойти в GR (Government Relations), расти и двигаться внутри in-house до позиции VP (Vice President) по стратегии и коммуникациям. Но это забег в долгую: нужно запастись терпением и работать по 10-15 лет в одной структуре. Позиции GR/VP — самые жирные и желанные.
Часто PR-специалисты после окончания университета уходят в свободное плавание —
фриланс и работают проектно, без офиса, команды и постоянных клиентов. Условно, зарабатываешь на зимовку на Бали 3 проектами и уезжаешь, через 3 месяца деньги заканчиваются и начинаешь искать следующего клиента. Всё хорошо, но такие пиарщики-одиночки демпингуют, опускают гонорары, тем самым искажая ценность работы в глазах клиента. Я регулярно слышу смешные истории, что клиенты удивляются гонорарам агентств, потому что мифическая «девочка из Екатеринбурга» способна сделать за 5 000 рублей размещение статьи в издании. Частное консультирование приносит стабильный доход уже опытным пиарщикам, у которых есть наработанная база клиентов или активно развивающиеся социальные сети, способствующие стабильному появлению запросов на консультации. Финансовая составляющая зависит от того, как вы цените себя и свой труд. От 20 000 рублей до 200 000 рублей в месяц.
Другой популярный сценарий —
маркетинг или бренд-менеджмент. Получив опыт работы в хорошем PR-агентстве, молодого специалиста замечают на рынке и приглашают на позицию Marketing Specialist или Junior Brand Manager внутри компании. Здесь я отмечу, что у большинства агентств подписано соглашение с клиентами о запрете перехода сотрудника от подрядчика в in-house, поэтому этот момент требует дополнительного обсуждения и повышенного внимания. Другими словами, если вы даже подружились с клиентом, вас не так просто забрать из агентства в компанию, последуют финансовые санкции. Позиции в маркетинге и бренд-менеджменте интересны по многим причинам: развитие не только в PR, SMM, Event индустриях, отличная прокачка навыков управления командами и работе с подрядчиками. Это прекрасная вакансия для лидеров и тех, кто не боится брать на себя ответственность, поскольку за реализацию проекта отвечает бренд-команда. С этих должностей здорово метить в директора по маркетингу или директора по стратегическому планированию, которые уже управляют бюджетами, занимаются аналитикой и позиционированием в глобальном смысле. Финансовая составляющая зависит от вашего опыта, знаний, амбиций и навыков самопрезентации. Я бы говорила, что это от 70 000 рублей до 500 000 рублей на позициях топ-менеджмента.
Для рисковых пиарщиков всегда есть сценарий
уйти из агентства и открыть своё. Но это путь не для всех, несмотря на то, что я сама выбрала такую дорогу, к открытию агентства я пришла не сразу, несколько лет была фрилансером с ассистентом. Ни одно агентство не существует без клиентов, можно работать без офиса, без бухгалтера в штате или без большой команды, но, если у вас нет клиентов, которые обеспечивают постоянный денежный приток, это не бизнес, это песочница. Поиск клиентов, их удержание, мониторинг рынка и новых трендов — всё это будет сразу на ваших плечах, как и выплаты зарплат и решение любых финансовых сложностей. Я не отговариваю, а рассказываю, как оно есть. Финансовая сторона вопроса зависит от конкретного PR-специалиста и набора клиентов. Можно уйти в стратосферу с доходами за миллион рублей при оптимизированном штате. Но такие цифры у бутиковых агентств молодых PR-менеджеров я встречаю нечасто.
Другой увлекательный путь —
политический PR и GR. Тема захватывающая, но сезонная. Команды PR-менеджеров в политике нанимают под конкретные задачи — выборы или кризисные ситуации, в остальное время эта штатная единица оптимизируется. Но история денежная, яркая, для молодых и дерзких. Вакансий GR не так много, поскольку рынок узкий и это такая непонятная тема, граничащая с профессиональной дружбой и аффилированностью. Но платят здесь хорошо: за выборы опытный PR-менеджер может зарабатывать 400-500 000 рублей, крутой GR специалист в зависимости от ниши и опыта — от 300 000 рублей в месяц.
Тихая и спокойная гавань, куда можно прибиться после PR —
Human Resources (читайте наше интервью с Еленой Витчак про профессию «Специалист в области управления персоналом»). Прежде всего, потому что это стабильная история, в которой можно развиваться и оставаться годами. Здесь разгон от специалиста по корпоративной культуре до бизнес-партнёра и HR директора. С компенсациями от 70-80 000 рублей до 200-500 000 рублей в зависимости от индустрии, города и задач. Отрасль HR хороша тем, что даже в сложные экономические время, сократят маркетинг, рекламу, PR, компания готова быть без корпоратива, но не без HR.