CAREERLIFT


Ваше выступление:
чистота речи В ПРЯМОМ ЭФИРЕ

Автор: Светлана Королева

Слова имеют коварное свойство искажать мысль.
— Максим Горький
Моя первая сознательная работа над чистотой собственной речи была в далеком 2001 году. Это произошло не по моей инициативе. Я должна была пройти обязательную процедуру сертификации, чтобы получить право проведения тренингов в международной компании. На видео было записано мое 8-часовое выступление на тестовом семинаре. Мой персональный наставник сел рядом со мной перед телевизором, поставил кассету с записью, и на каждой третьей фразе останавливал ее и показывал: где лишние слова, где неточные слова, где рискованные фразы, где сбита логика, где непонятное выражение, где недипломатичный комментарий, а где просто звучит не по-русски. На каждой третьей фразе. Восемь часов записи. Мне тогда казалось, что кто-то хочет поиздеваться надо мной. Тренировка была очень жесткой.

Но самое ценное было не в том, что мне показывали неточности в речи. Мне объясняли, как та или иная фраза воспринимается слушателями, что происходит в их мозгу, когда они слышат «неудачные» фразы, как они могут прореагировать и как это повлияет на ход выступления. Ну и разумеется, как надо переформулировать. Такой разбор на меня повлиял психологически. Мы обычно так уверены, что хорошо говорим на родном языке, и вдруг родной язык открылся мне с новой стороны. Эта тренировка раз и навсегда заставила меня бережно относиться к словам. Бережно относиться не ради искусства, а ради двух прагматичных целей: легче добиться внимания и обезопасить себя от ненужных реакций из зала.
ЧТО ВЛИЯЕТ НА ЧИСТОТУ РЕЧИ
Сейчас много выступлений происходит не в очном формате, а онлайн. Вебинары заняли свою нишу. У них появляются новые конкуренты: становится популярным прямой эфир в социальных сетях. Все основные сети — Facebook, Instagram, Вконтакте, Youtube — предлагают режим прямых трансляций. Очные семинары все чаще параллельно транслируются онлайн в те же соцсети. Чистую речь не всегда встретишь и в классических очных презентациях, но в онлайн-формате есть факторы, которые усугубляют проблему:
  • При работе в прямом эфире многие делают ставку на неформальность и живое общение. Подписчиков воспринимают как друзей. Желание создать неформальное общение с аудиторией — это хорошо и правильно. Но здесь кроется ловушка. Если наш мозг получил команду, что можно быть не формальным, то он расслабляется. И в этот момент наш язык общения становится слишком раскрепощенным и не осторожным. С аудиторией в прямом эфире не стоит общаться в том же неформальном стиле, что с приятелем на кухне. Неформальность тоже бывает разных типов.
  • Сокращается время между решением о выступлении и датой выступления. Технически объявить прямой эфир и собрать участников можно даже в течение суток. Стараемся бежать в ногу со временем, оперативно придумывать для наших клиентов интересные события и темы, выпускать их в эфир. И все меньше уделяем времени на подготовку. А это также влияет на чистоту речи.
  • Современная публика любит все динамичное. Понятие динамика речи ошибочно подменяется скоростью. Спикер увеличивает скорость речи, старается дать больше информации за единицу времени. А чем выше скорость, тем труднее контролировать смысл слов.
  • Не успеваем осваивать все технические новшества. В прямом эфире вместо того, чтобы полностью сосредоточиться на выступлении, вынуждены справляться с техническими моментами. Даже при наличии помощников это может выбивать из колеи. Появляется много лишних технических комментариев.
В результате время эфира тратится на формулировку нужных мыслей. Выступающий, порой, на ходу соображает, что сказать, перестает быть аккуратным со словами, не слышит себя со стороны и не задумывается, как некоторые фразы воспринимаются аудиторией.

Когда человек пишет статью, он корпит над каждой фразой. Ищет лучшие варианты. Переписывает. А когда выступает устно, позволяет себе не заботиться о словах также тщательно.
ЧТО ТАКОЕ ЧИСТОТА РЕЧИ
Чистота речи — это не просто отсутствие слов-паразитов. Это самый простой элемент и его легче всего устранить.

Чистота речи — это подбор максимально точных слов для выражения своих мыслей. В русском языке много синонимов. Как только мы находим меткое слово, мысль становится понятнее, и можно использовать меньше слов.

Чистота речи — это отсутствие лишних слов. Если вы повторяете одну мысль несколько раз разными словами, это утяжеляет речь.

Чистота речи — это простота. Отсутствуют сложные термины, витиеватые фразы. Конструкция фраз упрощается, длинные фразы сокращаются. При этом упрощение не означает примитивность речи.

Чистота речи — это красивый язык без вульгарных слов, необязательного сленга, с правильным произношением.

Чистота речи возможна только тогда, когда человек четко понимает, что он хочет сказать. Если нет ясности в голове, то в речи это сразу отразиться.
КАК ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ СВОЮ РЕЧЬ
Чтобы научиться говорить чисто, надо научиться слышать и анализировать свою речь. Что этому мешает.

Социальные сети и программы для вебинаров обычно позволяют сохранить видеозапись прямого эфира. Все соглашаются, что анализ видеозаписи — это хороший инструмент развития. Но никто не любит свои видеозаписи смотреть.

Допустим, вы преодолели нежелание, и стали анализировать видео. Но важно не просто смотреть, а знать, на что обращать внимание при просмотре.

Когда человек говорит вживую, он не слышит себя со стороны. Дело в том, что когда он смотрит на себя в записи, он точно также не слышит «опасные» фразы в своей речи. Они ему кажутся нормальными.

Просто в большинстве случаев никто никогда не сидел рядом и не разбирал каждую фразу, не показывал, какие слова какую реакцию вызывают в аудитории. Спикер сам этого не видит, потому что аудитория не всегда реагирует активно. Слушатели просто могут отметить для себя некорректную фразу спикера, и у них снизится доверие, но при этом они промолчат.
НА ЧТО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ
ПРИ АНАЛИЗЕ РЕЧИ
  • 1
    Начальные технические фразы
    Сколько раз вы повторяете организационные вопросы «как меня видно», «как меня слышно» в разных вариациях. Сколько времени в минутах вы тратите на подтверждение технической готовности, прежде чем перейти к теме. Чем больше времени, чем больше пустых слов и вопросов на этом этапе, тем более замусоренным выглядит ваше выступление, которое еще даже не началось.
  • 2
    Начальные фразы по теме
    Вы сразу четко формулируете, о чем вы будете говорить, или вы путаетесь в словах, долго запрягаете. Все лишние преамбулы слушателями воспринимаются как перегруженная речь.
  • 3
    Слова сомнения
    Пример: «Я, наверное, сейчас расскажу о себе, а потом перейду к нашей теме…». Если у вас есть план выступления, то слово «наверное» в речи не нужно.

    Пример: «Я сегодня покажу какие-то техники и приемы работы с…». Что значит «какие-то»? Вы покажете неполный перечень? Или это будет случайный выбор техник, которые вы смогли вспомнить? Слово «какие-то» показывает, что вы точно не знаете. Уберите его из фразы, и она будет звучать выигрышнее.
  • 4
    Оценочные заявления
    Пример: «У нас сейчас будет очень интересный (полезный, вдохновляющий, творческий, необычный) вебинар». Если вы это говорите, то это исключительно ваша оценка. Будет ли вебинар интересным, оценит для себя слушатель в конце. А фраза вызывает у него лишь усмешку. Это все равно что в начале статьи автор напишет: «Сейчас вы прочитаете интересную статью». Вместо этого просто скажите, о чем будет ваш вебинар.
  • 5
    Категоричные утверждения
    Пример: спикер выступает на тему искусства и вдруг произносит фразу «Искусство — не для всех. Только для тех, кто умеет видеть». Очень спорное заявление. Таким образом можно либо спровоцировать конфликтную дискуссию и утонуть в ней, либо часть аудитории просто перестанет слушать, потому что сочтут это для себя обидным. Такие заявления можно делать только сознательно.

    Очень часто, разбирая записи своих учеников, я задаю им вопрос, зачем они сказали ту или иную фразу. В большинстве случаев ответ: «Не знаю. Я не думал. Я вообще не заметил, что я это сказал».
  • 6
    Категоричные обобщения
    Примеры: «как вы все, конечно, знаете», «как вы все слышали», «вы, конечно, смотрели этот фильм». Вы никогда не можете быть уверены, что все это знают, слышали или смотрели. Если человек не слышал и не знает, вы ставите его в неудобную ситуацию: он не может понять, о чем речь. Также вы ставите себя в невыгодное положение: вас либо перебьют и спросят, либо человек пойдет искать в интернете неизвестную информацию и выключится из вебинара.
  • 7
    Многословие
    Речь состоит из последовательного изложения ключевых тезисов. Подсчитайте, сколько времени уходит на передачу одной мысли. Например, вы хотите дать определение. Сколько слов и минут ушло, чтобы закончить с определением и перейти к следующей мысли. Можно ли это было сказать проще и короче.
  • 8
    Комментарии своих действий
    Во время прямого эфира ведущий находится в тишине перед экраном своего монитора. Он не видит и не слышит аудиторию. И эта тишина пугает. Ему кажется, что при молчании он потеряет контакт с аудиторией.

    Поэтому начинает комментировать любые действия: «Вот сейчас открою файл, подождите что-то не включается. Ага. Сейчас скину вам в чат ссылочку. А где она тут у меня. Сейчас найду папочку. Ах, нет, не та. Вот, кажется она. Вот, похоже, нашлась. Сбрасываю. Уффф (выдох)».

    Для слушателя это просто информационный шум. Достаточно сказать: «Подождите, пожалуйста, полминуты. Я достану ссылку и скопирую ее в чат». Как только работа завершена: «Все, ссылку скопировал в чат. Можете забрать ее себе».
  • 9
    Отклонения от темы
    Любые отклонения от темы заставляют мозг слушателя напрягаться. Ему приходится вникать в новую логическую линию. И только у него это начинает получаться, вы возвращаетесь к предыдущей теме. Ему опять приходится перестраиваться. Все это создает ощущение запутанной речи.

    Пример: «Кстати, кто видел мою статью недавно про АBC... Зайдите, обязательно почитайте. Там столько интересного. Я ее публиковала месяц назад. Но это отдельная тема».

    Про любой уход в сторону, задайте себе вопросы: Зачем вы вспомнили про это? Зачем нужна была эта фраза? Это важно для слушателей? Если важно, тогда почему вы ее сразу не включили в содержание презентации.
  • 10
    Слова с оттенком неуважения
    Разумеется, спикер сознательно никого не хочет обидеть. Некоторые фразы, на первый взгляд, выглядят вполне безобидно. И рассказчику невдомек, что они могут восприниматься как резкие и неуважительные.

    Например, спикер задает вопросы: «Кто меня знает или есть тут такие, кто ходил-бродил, случайно забрел?». «Кто вообще такой не умеющий, ничего в этом не понимающий?». Проверяет ответы в чате и обрадованно восклицает: «Отлично, у нас много таких!».

    Ведущий хочет такими вопросами проверить срез аудитории. Это нормально. Но сама формулировка некорректная. Достаточно ее немного изменить: «Есть среди вас те, кто раньше ни разу не сталкивался с этой темой?»

    А возглас «Отлично!» как расценивать? Отлично для кого? Для ведущего, потому что ему удобно, что к нему пришло много новичков. Но совсем не факт, что слушателям это кажется отличным.
  • 11
    Просьбы похвалить и самолюбование
    Как только вы произносите фразу: «Ой, напишите мне в чат, как вам понравилось», этим вы показываете, что вы в себе не уверены. А если еще потом зачитываете вслух благодарности, значит, в этот момент вы сконцентрированы только на своей персоне и на своем эмоциональном состоянии, а не думаете об аудитории. Всегда есть те, кто не пишет. Почему? Да потому что они терпеливо ждут, когда закончится самолюбование ведущего, чтобы перейти к следующему вопросу. Если оно затянется, они просто отключатся.

    Не путайте с просьбами дать обратную связь. Вы можете попросить: «Напишите, пожалуйста, какая информация была для вас полезной».
  • 12
    Термины
    Большое количество терминов делает речь тяжелой даже для подкованной аудитории. Если вы используете в речи аббревиатуры, названия сайтов, имен, их нужно произносить четко или писать на слайде. Люди с трудом воспринимают на слух незнакомую комбинацию букв и звуков.
  • 13
    Нелитературные слова
    Это необязательно мат. Жаргон, неправильное произношение слов: «че» вместо «что», «ваще» вместо «вообще», «ну, круто че» вместо «отлично» и т.п.
    Некоторые считают, что это их сближает с аудиторией. Говорить на языке аудитории не означает говорить на плохом русском языке. Говорить на языке аудитории означает говорить о тех проблемах, которые ее волнуют.

    Это не означает, что речь должна быть рафинированной и нельзя вставить сочное слово. Но лучше пусть это слово будет иллюстрацией, а не постоянной манерой выражаться.

    Пример: фотограф делал презентацию об особенностях коммерческой съемки и восхищался своей новой камерой, которая имеет малые размеры и вес. Когда он первый раз произнес фразу «представляете, такая маленькая пендюрка позволяет делать снимки максимальной резкости», это воспринималось как экспрессивное сравнение. Но когда он в разных вариациях уже пятый раз так назвал камеру, это стало сорным словом.
  • 14
    Слова-паразиты
    «Ааа», «эээ», «вот», «как бы», «так сказать». Любое слово, если оно произносится часто и не несет смысловой нагрузки, засоряет речь. Если такой паразит промелькнул раз или два в вашей речи, это не страшно. А если он поселился в каждом предложении, значит, придется себя тщательно контролировать.
  • 15
    Слова-извинения
    Примеры: «Я волнуюсь», «Я в первый раз выступаю в прямом эфире», «Я вообще всегда так волнуюсь, когда выступаю», «Извините, если что было не так», «Извините, я тут не все успел рассказать» и т.п. Пока вы не обратили внимание слушателей на эти моменты, они об этом и не подумали. А вот теперь они точно знают, что вы волнуетесь и что-то было не так.
Чтобы выбросить из речи мусор, сначала надо этот мусор научиться видеть. Не обязательно подвергать пристальному анализу каждую видеозапись. Но если вы сделаете такой анализ 2-3 раза, то вы привыкните аккуратнее относиться к словам, станете точнее подбирать слова. И ваша речь станет чище не только в презентациях, но и в ежедневном общении.

P.S. Что касается моей истории, то после того разбора я прошла сертификацию и много лет успешно работала в компании. А сейчас с удовольствием провожу аналогичные персональные разборы для своих клиентов.
Уже 17 лет я обучаю людей навыкам публичных выступлений, а также навыкам создания и проведения учебных программ.
В проекте BeSpeaker моя задача формулируется просто: «Научить вас так, чтобы ваши хорошие выступления стали еще лучше, а плохие исчезли совсем».
БЕСПЛАТНЫЙ ОНЛАЙН-КУРС В TELEGRAM
СТРАТЕГИЯ ПРОФЕССИОНАЛА
как построить карьеру в офисе, бизнесе и на фрилансе
Другие материалы
Присоединяйтесь к сообществу успешных профессионалов!
Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить вдохновляющие истории, полезные статьи и спецпредложения.

Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Политика конфиденциальности