CAREERLIFT

Дарья Грацевич

СЦЕНАРИСТ
СЦЕНАРИСТ

Создание фильма, телевизионной передачи, рекламного ролика или компьютерной игры начинается с написания сценария. Именно этим и занимается сценарист.

Литературного таланта и владения словом недостаточно для создания хорошего сценария. Необходимо иметь логическое мышление, уметь удерживать сюжет и видеть причинно-следственную связь событий и диалогов.

Сценаристы, помимо кино и телевидения, работают в рекламе, организации мероприятий и IT-сфере.

Город: Москва

Возраст: 32 года

Семья: Замужем

В профессии: 11 лет

Карьерный путь: От сценариста промо-отдела «Телеканала ТНТ» до сценариста и продюсера «Comedy Club Production»

Место работы: Comedy Club Production
Путь в профессию
Изначально я хотела стать драматургом. Даже написала несколько пьес и вошла с одной из них в финал литературной премии «Дебют». А в 2005-м году я совершенно случайно прошла сценарный конкурс на сериал «Счастливы вместе» для Телеканала ТНТ — это была адаптация сериала «Married… with Children». Меня взяли в команду на этот сериал, а затем в сценарное агентство. Так я начала работать сценаристом и с тех пор заработаю только этой профессией.
Реализованные проекты
У меня точно нет проектов, за которые было бы стыдно. На каждом этапе своей карьеры и профессионального развития я занималась только теми проектами, на которые у меня хватало таланта и навыков. И каждый раз старалась делать это с полной отдачей.

На данный момент, для меня одинаково важны и шесть лет, отданные сериалу «Интерны», и мой авторский сериал «Измены», и мой первый фильм «Купи меня», который выйдет на экраны 1 марта 2018 году.
Сериал «Измены» был отмечен двумя наградами Ассоциации продюсеров кино и телевидения: за лучший телевизионный сериал и лучший сценарий. В 2016 году стал одним из триумфаторов премии ТЭФИ: Вадим Перельман был признан лучшим режиссером, Елена Лядова — лучшей актрисой, а сам проект победил в номинации «Лучший телевизионный сериал».
— CareerLift
Необходимые качества в профессии
Думаю, что с человеческими качествами профессионализм в данной сфере вообще никак не связан. Хороший сценарист может быть любым — организованным или неряхой, усидчивым или ленивым, интровертом или экстравертом. Главное — это воображение и литературный талант, но это же не качества.

Умение работать в команде не помешает, особенно на первых этапах, пока начинающему сценаристу не доверят авторские проекты. Все остальное — опционально.

Харизматичность или умение отстаивать свою точку зрения хороши, если сценарист претендует на функции продюсера. Можно быть и необщительным тихоней — если твой текст хорош, то он скажет все сам за тебя.
Образование
В идеале, будущий сценарист должен получить профессиональное образование. В России вариантов не так много. Классическое образование предоставляют ВГИК и Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Но у меня, например, его нет — я закончила филологический факультет.

Продолжать обучение можно самостоятельно — посещать лекции и семинары американских специалистов, которые часто к нам приезжают, смотреть мастер-классы в интернете, читать книги по сценарному мастерству. Хороший способ обучения сценарному мастерству — онлайн-школы. Например, я бы порекомендовала Сценарную мастерскую Александра Молчанова.

Я бы так же советовала смотреть фильмы, сериалы и анализировать их структуру. Хороший пример идеальной драматургии для меня — это сериалы «Shameless» (американская версия), «Grey's Anatomy», «Good Wife». Из последнего с точки зрения обучения сценарному мастерству, могут быть интересны «How to Get Away With Murderer» и «Masters of Sex». Если автор хочет попробовать себя в комедийном жанре, я бы посоветовала кроме классики («Friends», «How I Met Your Mother», «The Big Bang Theory») посмотреть «The Mom», «Veep», «Happyish».
Знания и навыки
Сценарист должен уметь работать с драматургической структурой текста, создавать понятные и многомерные образы и миры, владеть искусством диалога, обладать кинематографическим мышлением — понимать, как строится сцена, как делаются склейки, какой темп у киноязыка.

И конечно сценарист должен писать грамотно, иначе его текст произведет негативное впечатление на продюсера или редактора.
Обязанности
Обычный сценарист взаимодействует с редактором или с главным автором проекта. С продюсерами общаются либо авторы-одиночки (например, авторы полнометражных фильмов), либо главные авторы команды.

Рутина на низовом уровне выглядит так: тебе присылают поэпизодный план, ты расписываешь диалоги, получаешь правки, вносишь их, получаешь правки снова. Если ты — главный или единственный автор проекта, то правки может делать и сам продюсер, и — на более позднем этапе — режиссер.

В России сценарист участвует в других этапах производства, таких как кастинг и съемки, только если он берет на себя функции креативного продюсера.
Первый опыт работы
Много студий работают с приглашенными сюжетчиками и диалогистами. Идеальный способ закрепиться в индустрии — поработать некоторое время в команде сценаристов под началом главного автора на длинном проекте.

Впервые попасть на стажировку или практику можно, например, как я — пройти тест. Как правило, у главных авторов проектов есть тестовые материалы. Можно прислать образцы своих работ. У любого крупного продакшена есть редакторы, а у них есть электронная почта, на которую они принимают заявки — либо самотеком, либо объявляют специальный сбор материалов. Например, совсем недавно такой большой конкурс проводила продюсерская компания Александра Цекало.

Также для тех кто уже с опытом, есть сценарные конкурсы. Есть профессиональные сообщества в социальных сетях — там часто объявляют поиск заявок, идей и сценариев для крупных продакшен компаний. На длинных сериалах (мыло) большая текучка кадров, там часто берут на работу новичков.
Карьерные перспективы
Сценарист может работать только сценаристом, иначе он уже будет превращаться в продюсера, о чем многие мечтают, но это все-такие другая профессия.

Обычно работа начинается в команде. Параллельно с этим сценарист пишет свои собственные проекты (заявки и пилоты) и пытается их продать. Если у сценариста купили заявку, его приглашают делать девелопмент. Возможно, он наберет собственную авторскую группу. Когда сценариста приглашают работать на дальнейших этапах подготовки его проекта (кастинг, съемки, монтаж), он становится креативным продюсером.

Сложно сказать, сколько лет может понадобится, чтобы стать востребованным профессиналом. Все зависит от таланта и качества создаваемых проектов. Это очень индивидуально. Теоретически, можно написать и начать продюсировать первый же свой проект. С годами, как правило, у сценариста накапливается фильмография. Если его проекты были успешны, растут его гонорары.
Технические навыки или творчество?
Я считаю, что это ни то, ни другое. Профессионал не может полагаться только на вдохновение — тогда он не сможет выдерживать сроки и сдавать материалы вовремя. Но и с помощью одних только навыков трудно создать что-то особенное, что выделит тебя из толпы «крепких середнячков».

Написание сценариев — это форма писательства со всеми его сложностями: борьба с творческими кризисами, боязнь чистого листа, внутренняя редактура. Усложняется ситуация тем, что приходится существовать на сценарном рынке с его жесткими законами — сроки, контракты, множество инстанций (от редакторов до продюсеров), денежные нюансы.

Профессиональный сценарист должен уметь писать вне зависимости от того, есть у него вдохновение или нет. Он должен знать все законы драматургии и должен уметь их оригинально нарушать. Вообще, нет одного рецепта — как стать успешным сценаристом. Каждый открывает для себя этот путь сам.
В чем секрет хорошего сценария?
Секрет хорошего сценария — в личной связи автора и темы.

Многие говорят молодым сценаристам — никогда не пишите о том, в чем вы не разбираетесь. Это неправда. Можно писать и о том, в чем вы не разбираетесь, если вы готовы изучить материал, побеседовать со специалистами, получить эти знания любым путем, а остальное можно и дофантазировать.

Но мой совет такой — никогда не пишите о том, что вам не интересно. Это будет чувствоваться в каждой вашей строчке, как бы хороши вы ни владели сценарным мастерством.
Издержки профессии
Я люблю эту профессию и не вижу для себя минусов.

Для кого-то это может быть:
  • Нерегулярность заработков — зависимость от проектов.
  • Большой объём правок — с которыми ты можешь быть несогласен, а делать их все равно надо.
  • Слишком долгий процесс реализации — от сценария до конечного продукта могут пройти годы.
И да, конечно, если ты сценарист, то ты практически лишен удовольствия просто смотреть кино — ты всегда будешь думать, как оно сделано и пытаться предсказать все сюжетные ходы.
Тест на профпригодность
Любите ли вы слушать и слышать?

Сценарист должен уметь говорить за всех своих персонажей. Если вы хотите стать сценаристом, подумайте: умеете ли вы слушать людей, а потом повторять их интонации в своих текстах?
Если вы ни разу в своей жизни не записали подслушанный диалог просто так, просто потому что там была хлесткая фраза или необычная ритмика, вам не стоит думать о профессии сценариста.
— Дарья Грацевич
ЯНВАРЬ 2017
ТЕКСТ: КСЕНИЯ АГЕЕВА
ФОТО: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ДАРЬИ ГРАЦЕВИЧ
БЕСПЛАТНЫЙ ОНЛАЙН-КУРС В TELEGRAM
СТРАТЕГИЯ ПРОФЕССИОНАЛА
как построить карьеру в офисе, бизнесе и на фрилансе
Другие материалы
Присоединяйтесь к сообществу успешных профессионалов!
Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить вдохновляющие истории, полезные статьи и спецпредложения.

Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Политика конфиденциальности